ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
26 февраля 2021 г.
№
68-рП
г.Пенза
Руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 № 906-ЗПО
"О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Внести в распоряжение Правительства Пензенской области
от 09.08.2019 № 417-рП "О создании регионального модельного центра
дополнительного образования детей в Пензенской области" изменения,
изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему
распоряжению.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские
ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства
Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего
вопросы общего и профессионального образования.
Губернатор
Пензенской области
f:\внедрение пфдо\68-рп.docx
И.А. Белозерцев
Приложение
к распоряжению Правительства
Пензенской области
26.02.2021 № 68-рП
О внедрении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей в Пензенской области
В целях реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование", в соответствии с приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении
целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей", Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета
бюджету Пензенской области на реализацию федерального проекта
"Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в рамках
государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
от 25.12.2020 № 073-09-2021-192, руководствуясь Законом Пензенской области
от 22.12.2005 № 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области"
(с последующими изменениями):
1. Внедрить Целевую модель развития региональной системы
дополнительного образования детей в Пензенской области.
2. Утвердить прилагаемый Комплекс мер ("дорожную карту") по внедрению
Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей в Пензенской области.
3. Внедрить систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Пензенской области.
4. Утвердить прилагаемую Концепцию персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Пензенской области.
5. Создать Региональный модельный центр дополнительного образования
детей в Пензенской области.
6. Утвердить прилагаемое Положение о Региональном модельном центре
дополнительного образования детей в Пензенской области.
7. Определить Министерство образования Пензенской области координатором,
ответственным за внедрение Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей в Пензенской области в рамках федерального
проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
8. Создать Межведомственный совет по внедрению и реализации
Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей в Пензенской области и утвердить его прилагаемый состав.
9. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские
ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства
Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего
вопросы общего и профессионального образования.
Губернатор
Пензенской области
f:\внедрение пфдо\68-рп.docx
И.А. Белозерцев
2
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Пензенской области
26.02.2021 № 68-рП
КОНЦЕПЦИЯ
персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Пензенской области
1. Общие положения
1.1. Концепция персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Пензенской области (далее - Концепция) направлена
на формирование и внедрение в Пензенской области системы получения услуг
дополнительного образования на основе выбора детьми в соответствии
с их индивидуальными потребностями в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании дополнительных общеобразовательных
программ, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
индивидуальных предпринимателей (далее - поставщики образовательных
услуг) и последующего персонифицированного финансирования реализации
выбираемых детьми дополнительных общеобразовательных программ.
1.2. Целью реализации Концепции является обеспечение прав ребенка
на развитие, личностное самоопределение и самореализацию за счет
закрепления за ним возможности оплаты услуг дополнительного образования
за счет бюджетных средств.
1.3. Задачами Концепции выступают:
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных
интересов детей и их семей в сфере образования за счет предоставления
им выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
индивидуальными предпринимателями, независимо от их правового статуса и
формы собственности;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного
образования для каждого ребенка, проживающего на территории Пензенской
области;
- обновление
содержания
дополнительного
образования
детей
в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
- формирование эффективной межведомственной системы управления
развитием дополнительного образования детей, ориентированной на соблюдение
баланса между образовательными потребностями детей и направлениями
социально-экономического развития территорий.
1.4. Концепция
реализуется
через
механизмы
системы
персонифицированного финансирования дополнительного образования и
персонифицированного
учёта
услуг
дополнительного
образования,
посредством
предоставления
детям
сертификатов
дополнительного
образования. Реализация Концепции обеспечивается:
- на региональном уровне посредством принятия правил, регламентирующих
правоотношения участников системы персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей;
f:\внедрение пфдо\68-рп.docx
3
- на местном уровне посредством реализации мероприятий по
формированию, ведению реестра сертификатов дополнительного образования,
а также их использования.
1.5. Применяемые в Концепции термины используются в следующих
значениях:
- сертификат дополнительного образования - реестровая запись о
включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования)
в систему персонифицированного дополнительного образования, удостоверяющая
возможность получения ребенком услуги дополнительного образования за счет
бюджетных средств (в полном объеме либо частично на основании договора
об образовании);
- сертификат учета - статус сертификата дополнительного образования,
предусматривающий возможность его использования для обучения
исключительно по программам, реализуемым государственными и
муниципальными поставщиками образовательных услуг, финансовое
обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований
на оказание государственных (муниципальных) услуг.
- сертификат персонифицированного финансирования - статус сертификата
дополнительного образования, предусматривающий дополнительно возможность
использования средств, закрепляемых за сертификатом дополнительного
образования, для оплаты услуг, оказываемых негосударственными поставщиками
образовательных услуг, а также государственными и муниципальными
поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности.
1.6. Количество сертификатов дополнительного образования в статусе
персонифицированного финансирования и объем средств, закрепляемых
за ними (норматив обеспечения сертификата) определяются органом местного
самоуправления муниципального района (городского округа) (далее Муниципалитетом).
2. Механизм реализации Концепции
2.1. На региональном уровне реализация Концепции осуществляется
посредством
разработки
и
принятия
нормативно-правового
акта,
регламентирующего правоотношения участников системы персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей, а также посредством
определения оператора персонифицированного финансирования.
На местном уровне реализация Концепции осуществляется посредством
участия в формировании и использовании организационно-управленческих и
финансово-экономических механизмов, предусматривающих персонифицированный
учет и персонифицированное финансирование дополнительного образования
детей.
2.2. В
целях
обеспечения
персонифицированного
учета
и
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Муниципалитет принимает участие в ведении реестра сертификатов
дополнительного образования в соответствии с определяемым им порядком,
предусматривающим, в том числе, предоставление и прекращение действия
сертификатов дополнительного образования.
f:\внедрение пфдо\68-рп.docx
4
2.3. В
целях
обеспечения
вариативности
и
доступности
дополнительного образования Муниципалитет осуществляет учет перечней
образовательных программ, доступных для прохождения обучения детьми,
имеющими сертификаты дополнительного образования. Для обеспечения
персонифицированного учета образовательных траекторий детей рекомендуется
ведение следующих реестров:
- реестр сертифицированных образовательных программ, в который
включаются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые
негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также
государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в
рамках внебюджетной деятельности, прошедшие сертификацию в порядке,
устанавливаемом
Правилами
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Пензенской области, утверждаемыми
приказом Министерства образования Пензенской области (далее - Правила);
- реестр предпрофессиональных программ, в который включаются
дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и (или)
физической культуры и спорта, реализуемые за счет бюджетных ассигнований
на оказание государственных (муниципальных) услуг.
- реестр значимых программ, в который включаются дополнительные
общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных средств,
в установленном Муниципалитетом порядке признаваемых важными для
социально-экономического развития муниципального района (городского
округа).
- реестр иных образовательных программ, в который включаются
не вошедшие в реестр значимых программ:
- дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет
бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг муниципальными
общеобразовательными организациями и муниципальными детскими школами
искусств;
- дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет
бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг иными
муниципальными образовательными организациями, освоение которых
продолжается детьми, зачисленными на обучение и переведенными в учебном
году, предшествующем году формирования реестров программ.
2.4. В реестр сертифицированных образовательных программ
включаются дополнительные общеобразовательные программы, прошедшие
в порядке, устанавливаемом правилами, добровольную сертификацию,
осуществляемую
региональным
оператором
персонифицированного
финансирования.
2.5. В целях формирования реестров предпрофессиональных программ,
значимых программ, иных образовательных программ на местном уровне
рекомендуется проводить оценку образовательных программ, реализуемых
образовательными организациями, осуществляющими образовательную
деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ
за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг.
f:\внедрение пфдо\68-рп.docx
5
2.5.1. По результатам оценки по каждой дополнительной
общеобразовательной программе принимается решение о ее включении
в соответствующий реестр образовательных программ, максимальном числе
обучающихся по соответствующей программе за счет бюджетных
ассигнований на оказание муниципальных услуг (далее - Решение).
2.5.2. Решения учитываются при формировании и утверждении
муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям, в отношении
которых
функции
и
полномочия
учредителей
осуществляются
муниципалитетами.
2.6. Решение о включении дополнительной предпрофессиональной
программы в реестр предпрофессиональных программ и установлении
максимального числа обучающихся по программе принимается с учетом
оценки потребности населения Муниципалитета в соответствующей программе
и направлений социально-экономического развития Муниципалитета.
2.7. Решение о включении дополнительной общеразвивающей
программы в реестр значимых программ принимается в случае соответствия
программ условиям признания их важными для социально-экономического
развития муниципального района (городского округа), определяемым
Муниципалитетом.
2.8. Сертификат дополнительного образования может использоваться
для получения ребенком дополнительного образования по любой
из дополнительных общеобразовательных программ, включенной в любой
из реестров образовательных программ.
2.9. Сертификат дополнительного образования, имеющий статус
сертификата персонифицированного финансирования, может дополнительно
использоваться для оплаты получаемого ребенком дополнительного
образования по программам, включенным в реестр сертифицированных
образовательных программ.
2.10. Условия
и
порядок
изменения
статуса
сертификата
дополнительного образования определяются Муниципалитетом.
2.11. Порядок использования сертификата дополнительного образования,
имеющего статусы сертификата учета, сертификата персонифицированного
финансирования, в том числе объем услуг, финансовое обеспечение которых
осуществляется за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных
(муниципальных) услуг, получение которых осуществляется за счет
сертификата дополнительного образования, устанавливается Муниципалитетом.
2.12. В целях осуществления персонифицированного учета зачисление
ребенка на обучение осуществляется поставщиком образовательных услуг
после установления возможности обучения по выбранной дополнительной
общеобразовательной программе за счет имеющегося у ребенка сертификата
дополнительного образования.
2.13. Для установления возможности обучения по выбранной
дополнительной общеобразовательной программе поставщик образовательных
услуг направляет в Муниципалитет, предоставивший ребенку сертификат
дополнительного образования, информацию о поступившей заявке на обучение.
f:\внедрение пфдо\68-рп.docx
6
2.14. Решение о зачислении принимается по результатам оценки
Муниципалитетом
возможности
зачисления
ребенка
на
обучение
по дополнительной общеобразовательной программе в соответствии
с установленным порядком использования сертификата дополнительного
образования с учетом объема услуг, получаемых ребенком с использованием
сертификата дополнительного образования на дату получения запроса.
2.15. Порядок использования сертификата дополнительного образования
для обучения по дополнительным общеобразовательным программам,
включенным в реестр сертифицированных образовательных программ,
определяется Муниципалитетом.
2.16. В целях автоматизации процедур зачисления детей на обучение,
согласования возможности зачисления детей на обучение Муниципалитетами
могут использоваться специальные информационные системы - навигаторы
дополнительного образования детей.
3. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит:
1) к 31 декабря 2021 года следующие результаты:
- все муниципалитеты перейдут на управление системой дополнительного
образования детей на основе механизма персонифицированного учета;
- не менее 50 % муниципалитетов внедрят систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающую
поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной
траектории участников дополнительного образования путем закрепления
за ними определенного объема средств (размер персонифицированного
обязательства)
и
их
передачи
организации
(индивидуальному
предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную
программу после выбора этой программы потребителем;
- не менее 25% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих
на территории Пензенской области, получат возможность обучаться
с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках
системы персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей.
2) к 31 декабря 2022 года следующие результаты:
- все муниципалитеты внедрят систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающую
поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной
траектории участников дополнительного образования путем закрепления
за ними определенного объема средств (размер персонифицированного
обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю),
реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора
этой программы потребителем;
- не менее 50% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих
на территории Пензенской области, получат возможность обучаться
с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках
системы персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей.
f:\внедрение пфдо\68-рп.docx