Принято на педагогическом совете
МБОУДО ДЮСШ № 1 г.Каменки
Протокол № 1
от 31.08. 2018 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУДО
ДЮСШ № 1 г.Каменки
________А.В.Пыскин
приказ от 31.08.2018 г.
№42/5
Кодекс профессиональной этики и служебного
поведения работников
МБОУДО ДЮСШ № 1 г.Каменки
г.Каменка
2018 г.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Данный Кодекс этики и служебного поведения работников МБОУДО ДЮСШ № 1
г.Каменки (далее - школа) – документ, разработанный с целью создания корпоративной
культуры в школе, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с
внешней средой и внутри нашей школы, совершенствования управленческой структуры,
т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.
2. Кодекс – это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения,
следуя которым мы укрепляем высокую репутацию школы, поддерживая ее авторитет и
продолжаем традиции предшествующих поколений педагогов, учащихся.
3.Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности учащихся,
педагогов и сотрудников школы, которые должны включать уважительное, вежливое и
заботливое отношение друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и
ответственности за функционирование школы.
4.Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений
Кодекса.
5.Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных
практических педагогов, так и иных служб(Совета ОУ, Администрации) учреждения;
изменения и дополнения утверждаются Советом ОУ.
6.Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебновоспитательного процесса (детей, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится
до сведения педагогов на тренерском совете, публикуется на сайте школы и вывешивается
на специальном стенде для ознакомления родителей и учащихся.
Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.
7.Нормами Кодекса руководствуются педагоги и все сотрудники ОУ, работающие с
детьми.
8.Данный Кодекс определяет нормы профессиональной этики, которые:
- регулируют отношения между педагогами, учащимися и их родителями, а также
другими работниками ОУ;
- защищают человеческую ценность и достоинство;
- поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их
профессии;
- создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии,
ответственности и справедливости.
Предмет регулирования.
1.1.Кодекс регулирует социальные нормы( правила поведения) педагога, которых он
придерживается в школе в течение всего учебного процесса, а также во время проведения
школьных мероприятий.
1.2.Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых
педагог сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую
атмосферу.
Цель Кодекса.
2.1.Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения.
2.2.Кодекс способствует тому, чтобы педагог
сам управлял своим поведением,
способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установлению в школе
благоприятной и безопасной обстановки.
1.Источники и принципы педагогической этики
1.1.Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций
советско-российской школы, конституционных положений и законодательных актов
Российской Федерации.
1.2.Основу норм Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность,
справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность,
партнерство и солидарность.
2.Механизмы внедрения
Оптимальными формами внедрения являются:
1.Семинары, информирующие о Кодексе и его исполнении;
2.Информационное обеспечение, призванное разъяснить назначение Кодекса и механизм
его реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций;
3.Трансляция через менеджмент особенно первых лиц – демонстрирующая, что
руководство не только говорит о важности исполнения Кодекса, но и само образцово его
исполняет;
4.Стимулирование сотрудников, организация внутришкольных конкурсов с выдачей
грамот, рекомендации об участии сотрудников в районных и городских, региональных
мероприятиях; учет соблюдения Кодекса при распределении премиального фонда
учреждения.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ
1.Личность педагога
1.1.Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и
чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
1.2.Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию.
Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
1.3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием,
повышением квалификации и поиском новых оптимальных методов работы.
2.Ответственность
2.1.Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему
педагогической работы – образования подрастающего поколения.
2.2.Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и
духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.
2.3.Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и
доверенные ресурсы.
3.Авторитет, честь, репутация
3.1.Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся
профессиональную честь педагога.
3.2.Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие
культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3.3.В общении со своими учащимися и во всех остальных случаях педагог уважителен,
вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
3.4.Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении
заботиться о своих учащихся.
3.5.Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства,
не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
3.6.Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им
образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с
учащимися и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
3.7.Педагог дорожит своей репутацией.
ГЛАВА 3.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ.
1.Общение педагога с учащимися.
1.1.Стиль общения педагога с учащимися строится на взаимном уважении.
1.2.В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе. Требовательность
педагога по отношению к учащимся позитивна, является стержнем профессиональной
этики педагога и основой его саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувства
меры и самообладания.
1.3.Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учащихся развитие
положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность,
ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать
другим.
1.4.При оценке поведения и достижений своих учащихся педагог стремится укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования,
повышать мотивацию обучения.
1.5.Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным
ко всем своим учащимся.Приняв необоснованно принижающие учащегося оценочные
решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
1.6.Педагог постоянно заботиться о культуре своей речи и общения.
1.7.Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам
доверенную лично ему учащимся информацию, за исключением случаев
предусмотренных законодательством.
1.8.Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать
своих учащихся, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.
1.9.Педагог не имеет права требовать от своего учащегося вознаграждения за свою работу,
в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия
вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены
договором. Занятия частной практикой в стенах школы без договора запрещены.
1.10.Педагог терпимо к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих
воспитанников. Он не имеет права навязывать воспитанникам свои взгляды, иначе как
путем дискуссии.
1.11.Педагог не должен обсуждать с воспитанниками других педагогов, т.к. это может
отрицательно повлиять на имидж педагога.
2.Общение между сотрудниками МБОУДО ДЮСШ № 1 г.Каменки
2.1.Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности,
партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет
своих коллег. Он не унижает своих коллег в присутствии учащихся или других лиц.
2.2.Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.
В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если
же педагоги не могут прийти к общему решению(согласию) в возникшей ситуации, то
одна из сторон имеет право направить в Комиссию по этике просьбу помочь разобрать
данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о необходимости
информирования о ситуации руководителя или же нет.
2.3.Сотрудники школы при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие
моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать
жизнь МБОУДО ДЮСШ № 1 г.Каменки за пределами школы, в том числе и в социальных
сетях Интернет.
Если это будет выявлено членами Комиссии по этике или же другими сотрудниками
школы, а также учащимися имеет право вызвать на особый педсовет «нарушителя»,
(педагога, учащегося, сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном
действии и привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности.
2.4.Педагог не вправе разглашать полученную информацию о деятельности других
работников ОУ, если это не противоречит действующему законодательству.
2.5.Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы, комментарии и
местами даже реклама педагогов об ОУ за пределами учебного заведения, а именно
выступая на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер-классах,
который педагог вправе проводить, участвовать за пределами ОУ.
2.6.Преследование педагога за критику запрещено. Критика, в первую очередь, должна
быть взыскана с глазу на глаз, а не за глаза.
2.7.Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не
реагирует, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях
выявления преступной деятельности.
2.8.Критика, направленная на работу, взгляды и поступки коллег или администрации, не
должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной,
конструктивной, тактичной.
2.9.Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и
принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
2.10.Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же подобное станет
известно Комиссия по этике, то она имеет право начать расследование по выявлению
прикрытых ошибок, проступков и т.д.
3.Взаимоотношения с администрацией
3.1.МБОУДО ДЮСШ № 1 г. Каменки базируется на принципах свободы слова и
убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.
3.2.Администрация МБОУДО ДЮСШ № 1 г. Каменки делает все возможное для полного
раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной
деятельности.
3.3.В МБОУДО ДЮСШ № 1 г.Каменки соблюдается культура общения, выражающаяся
во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель школы и Комиссия
по этике.
3.4.Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических,
религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена
взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов,
квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному
выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
3.5.Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать
педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.
Отношения администрации с каждым из педагогов основываются
на принципе
равноправия.
3.6.Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни
педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.7.Оценки и решения руководителя школы должны быть беспристрастными и
основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.
3.8.Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение
для работы школы. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать
информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для
педагогического общества решения принимаются в учреждении на основе принципов
открытости и общего участия.
3.9.За руководителем школы остается окончательное право в принятии решения в
разрешении
возникшего
конфликта,
но
Комиссия
по
этике
может
рекомендовать(аргументировано,
на
основании
полученных
доказательств)
Управляющему Совету МБОУДО ДЮСШ № 1 г. Каменки и руководителю о принятии
какого-либо реше6ния, которое было принято коллегиально членами Комиссии, а также
руководитель, вне зависимости от решения Управляющего Совета МБОУДО ДЮСШ № 1
г.Каменки и рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето.
3.10.Педагоги МБОУДО ДЮСШ № 1
г.Каменки уважительно относятся к
администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с
администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное
не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается Комиссией по этике.
3.11.В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных
сотрудников администрация, а также грубых нарушений профессиональной этики
руководитель школы должен принять решение единолично или при необходимости
привлечь Комиссию по этике для принятия кардинального решения(действий) по
отношению к нарушителям Кодекса.
4.Отношения с родителями и опекунами учащихся
4.1.Консультация родителей по проблемам воспитания детей – важнейшая часть
деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе этических
принципов, принятых в МБОУДО ДЮСШ № 1 г.Каменки.
4.2.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах
или мнение родителей или опекунов о детях. Передавать такое мнение другой стороне
можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
4.3.Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учащихся;
не имеют права побуждать родительские комитеты организовывать для педагогов
угощения, поздравления и тому подобное.
4.4.Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности
и достижения детей.
4.5.На отношения педагогов с учащимися и на их оценку не должна влиять поддержка,
оказываемая их родителями или опекунами школе.
5.Взаитмоотношения с обществом.
5.1.Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и
общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным
образованным.
5.2.Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп
сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает
конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия,
знает способы их решения.
5.3.Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль,
избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы
приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.
6.Академическая свобода и свобода слова.
6.1.Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.
6.2.При отборе и передаче информации учащимся педагог соблюдает принципы
объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации
или изменение ее авторства недопустимо.
6.3.Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и
создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения
пригодны, ответственны и пристойны.
6.4.Педагог имеет право открыто ( в письменной или устной форме) высказывать свое
мнение о школьной, региональной и государственной политике в сфере просвещения, а
также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не
могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
6.5.Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.
7.Использование информационных ресурсов.
7.1.Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать
материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество МБОУ ДО
ДЮСШ № 1 г. Каменки( помещения, мебель, телефон, факс, компьютер, копировальную
технику, другое оборудование, инструменты и материалы), а также свое рабочее время
для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и
рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества
учреждения.
8.Дичные интересы и самоотвод.
8.1.Педагог и руководитель школы объективен и бескорыстен. Его служебные решения не
подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи,
родственников и друзей.
8.2.Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной
принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может
сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и
берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
8.3.Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим
учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по
данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть
заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен
сообщить администрации и лицам, рассматривающим данное дело.
9.Благотворительность и меценатство.
9.1.Школа имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических,
юридических лиц.
9.2.Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство РФ. С
профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
9.3.Руководитель школы или педагог может принять от родителей учащихся любую
бескорыстную помощь, предназначенную учреждению. О предоставлении такой помощи
необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица
благодарность.
10.Прием на работу и перевод на более высокую должность.
10.1.Руководитель школы должен сохранять беспристрастность при подборе на работу
нового сотрудника или повышении сотрудника в должности.
11.Механизм работы Комиссии по этике.
11.1.Каждое методическое объединение имеет права предоставить одного кандидата для
избрания его председателем Комиссии по этике.
11.2.Также существует возможность самовыдвижения.
11.3.Председателя Комиссии по этике выбирают большинством голосов путем открытого
голосования в рамках проведения собрания педагогических работников.
11.4.Срок полномочия председателя один год, который может быть продлен на общем
собрании путем голосования.
11.5.Председатель после своего избрания на этом же собрании имеет право изъявить
желание и рекомендовать к себе в Комиссию четырех человек, но они также избираются
путем открытого голосования.
11.6.Члены Комиссии также избираются сроком на один год и могут быть переизбраны на
следующий срок путем открытого голосования.
11.7.Один раз в год председатель Комиссии по этике предоставляет отчет о проделанной
работе руководителю МБОУДО ДЮСШ № 1 г. Каменки.
11.8.Комиссия по этике принимает заявления от педагогов, сотрудников, учащихся их
родителей только в письменной форме.
11.9.Комиссия по этике по поступившим заявлениям разрешает возникающие конфликты
только на территории учебного заведения, только в полном составе и в определенное
время, заранее оповестив заявителя и ответчика.
11.10.Председатель Комиссии подчиняется руководителю МБОУДО ДЮСШ № 1 г.
Каменки, но в своих действиях независим, если это не противоречит Уставу школы,
законодательству РФ.
11.11.Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для
профилактической беседы педагога, сотрудника, учащегося и их родителей не собирая для
этого весь состав Комиссии.
11.12.Председатель имеет право обратиться за помощью к руководителю ОУ для
разрешения особо острых конфликтов.
11.13.Председатель и члены Комиссии по этике не имеют права разглашать информацию
поступающую к ним.
11.14.Комиссия несет персональную ответственность за принятие решений.
11.15.Вызов Комиссией на «беседу» педагога, сотрудника, учащегося и их родителей не
игнорируется, в противном случае данный конфликт перестает быть этическим и носит
характер служебного проступка, он передается в ведение администрации.
11.16.Комиссия также имеет право подать жалобу на имя руководителя школы. При
поступлении трех заявлений автоматически идет вызов к руководителю школы.
11.17.Пожаловаться на Комиссию можно только в письменной форме, поданной на имя
руководителя школы. В данном случае Председатель Комиссии должен будет также в
письменной форме опровергнуть данное заявление-жалобу, либо его прокомментировать,
либо принять во внимание и исправиться.
11.18.Каждый несет персональную ответственность за подачу непроверенных сведений.