boks-or-2023-sertif

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа №1 г.Каменки
Каменского района Пензенской области
(МБОУДО ДЮСШ №1г. Каменки)

02-07
Принята
педагогическим советом
Протокол №1 от 31.08.2023 г.
Председатель
________ Пыскин А.В.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУДО
ДЮСШ №1 г. Каменки
___________ Пыскин А.В.
Приказ № 35 от 31.08.2023 г.

(для спортивно-оздоровительных групп)

Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 3 года

Разработчики:
Тренеры-преподаватели:
Челбаев В.С., Сурин Н.Н.
Инструктор-методист Манцерова Е.В.

г. Каменка
2023 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
к образовательной программе
1.

Наименование образовательного
учреждения

Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа
№1 г. Каменки Каменского района
Пензенской области

2.

Адрес учреждения, директор

3.

Наименование программы, автор

4.
5.
6.

Возраст детей
Срок реализации программы
Количество детских объединений,
занимающихся по программе
Характеристика программы:
По основной направленности
По уровню освоения
По образовательной области
По целевым установкам

442246, Пензенская область, г. Каменка,
ул. Чернышевского, 12
Пыскин Алексей Владимирович
Дополнительная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной
направленности «Бокс»,
модифицирована на основе
Дополнительной общеразвивающей
программы «Бокс» (для спортивнооздоровительных групп) МБУДО
«СДЮСШОР по боксу г. Пензы», 2015.
7-10 лет
3 года
2

7.

Физкультурно-спортивная
Ознакомительный
Спортивная
Всестороннее физическое и личностное
развитие учащихся, подготовка к
освоению дополнительной
предпрофессиональной программы
«Бокс».

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка

4

3. Учебный план.

10

5. Содержание программного материала:

13

2. Планируемые результаты

9

4. Календарные графики образовательного процесса.
5.1.Содержание программного материала 1 года обучения.
5.2.Содержание программного материала 2 года обучения.
5.3.Содержание программного материала 3 года обучения.

6. Воспитательная работа.

7. Система контроля и оценивания результатов

8. Организационно-педагогические условия реализации Программы

3

11
13
16
20
24
25
27

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности «Бокс» для спортивно-оздоровительных групп (далее Программа)
отражает единую систему подготовки начинающих боксёров в условиях детскоюношеской спортивной школы. Программа предназначена для детей от 7 до 10 лет,
не имеющих медицинских противопоказаний, которые испытывают потребность в
двигательном режиме, но не могут быть зачислены на этап начальной подготовки.
Срок реализации Программы – 3 года. Программа составлена в соответствии с:
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
 Федеральным законом Российской Федерации от 14 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации»,
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»,
 Методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ
в Российской Федерации» от 29.09.2006г. № 06-1479 Министерства образования и
науки Российской Федерации,
 Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №
1125 «Об утверждении особенности организации и осуществления
образовательной, тренировочной и методической деятельности в области
физической культуры и спорта».
Бокс – это один из самых сложных видов спорта, в котором от спортсмена
требуется идеальное сочетание выносливости, силы и скорости.
В Программе представлены: модель построения подготовки юных спортсменов на
спортивно-оздоровительном этапе, минимальный возраст лиц для зачисления и
минимальное количество лиц, проходящих подготовку, соотношение объёмов
тренировочного процесса по видам подготовки, режимы тренировочной работы и
требования по физической, технической и спортивной подготовке. В Программе
определена общая последовательность изучения программного материала, отражена
методическая часть реализации Программы и система контроля.
Программа предусматривает осуществление физкультурно-оздоровительной
работы, направленной на физическое образование, разностороннюю физическую
подготовку, овладение основами техники бокса, выбор спортивной специализации,
выполнение контрольных нормативов для зачисления в группу начальной
подготовки.
4

Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение основами
физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее
физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и
навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения)
осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Новизна Программы опирается на понимание приоритетности воспитательной
работы, направленной на развитие интеллекта, морально - волевых и нравственных
качеств спортсменов. Развитие творческих и коммуникативных способностей
учащихся на основе их собственной предметной деятельности также является
отличительной чертой данной Программы. Такой подход, направленный на
социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях
необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации
именно в младшем школьном возрасте, что повышает самооценку ребенка и его
оценку в глазах окружающих.
Актуальность Программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение
потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает
физическое, психическое и нравственное оздоровление учащихся, а также позволяет
удовлетворить запросы родителей в организации занятий единоборствами для детей
начального школьного возраста.
Педагогическая целесообразность заключается в необходимости воспитания
детей, ориентированных на восприятие обновленных духовных ценностей в условиях
роста физических и материальных возможностей и благ. В основу Программы
положены нормативные требования по физической и спортивно-технической
подготовке. В Программе даны конкретные методические рекомендации по
организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных ее этапах,
отбору и комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития
физических и психофизиологических качеств и от индивидуальных способностей
учащихся.
Отличительная особенность Программы - в её социальной направленности.
Программа предоставляет возможности детям, достигшим 7-10 летнего возраста,
имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным
занятиям боксом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в
детском коллективе.
Цель Программы – осуществление физкультурно-оздоровительной и
воспитательной работы среди детей, направленной на укрепление их здоровья и
всестороннее физическое и личностное развитие, привлечение учащихся к
систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовку детей к
освоению дополнительной предпрофессиональной программы «Бокс».
Основные задачи:
 привлечение максимально возможного числа детей к занятиям боксом,
формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим
занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
 укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем
организма детей;
5

 обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
 приобретение детьми разносторонней физической подготовленности:
развитие выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных
возможностей;
 воспитание
морально-этических и волевых качеств, становление
спортивного характера;
 отбор перспективных детей для дальнейших занятий боксом по
дополнительной предпрофессиональной программе «Бокс».
Основополагающие принципы Программы:
 Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех видов подготовки
для всестороннего развития учащихся (общей и специальной физической
подготовки, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной
работы, медико-педагогического контроля).
 Преемственность - определяет последовательность изложения программного
материала по годам обучения для обеспечения в многолетнем процессе
спортивной подготовки преемственности задач, средств и методов, объемов
тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня
физической и технико-тактической подготовленности.
 Вариативность - предусматривает, в зависимости от индивидуальных
особенностей учащихся, включение в тренировочный план разнообразного
набора тренировочных средств и изменения нагрузок.
Срок реализации Программы: 3 года:
1 год - 276 часов,
2 год - 276 часов,
3 год - 276 часов.
Учебный год составляет 46 учебных недель занятий в условиях детско-юношеской
спортивной школы. В спортивно-оздоровительную группу первого года обучения
зачисляются дети с 7 до 10 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для
занятий спортом. Количество занятий в неделю – 3-4. Продолжительность одного
тренировочного занятия - до 2 академических часов с учетом возрастных
особенностей учащихся.
Объем учебного времени на реализацию Программы (3 года) - 414 занятий: 828
часов.
Весь материал Программы распределён в соответствии с принципом расширения
теоретических знаний, практических умений и навыков.
По мере изучения Программы повышается уровень практических навыков
учащихся, что контролируется в течение учебного года (контрольные нормативы,
спортивные праздники).
Учебно-тренировочные нагрузки строятся на основе следующих методических
положений:
1) ориентация уровней нагрузок учащихся на соответствующие показатели,
достигнутые спортсменами;
6

2) увеличение темпов роста нагрузок поэтапно;
3) соответствие уровня тренировочных нагрузок возрастным особенностям и
уровню подготовленности учащихся;
4) учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего
организма учащегося.
Наполняемость учебных групп и режим работы

Таблица 1

Минима
Год
Минимальн Оптимальн
Уровень
Этап
Максимальное
льный
обуче
ое число
ое число
спортивной
подгото
кол-во учебных
возраст для
ния
учащихся в учащихся в
подготовленно
вки
часов в неделю
зачисления,
группе
группе
сти
лет
Овладение
15
20
6
основами
1
7
Спортив
техники
носпортивной
2
8
15
20
6
оздоровите
тренировки.
льный
Прирост
3
9
15
20
6
показателей по
ОФП и СФП
Основными формами занятий в спортивной школе являются:
 групповые практические занятия,
 индивидуальные занятия тренера-преподавателя с отдельными боксёрами,
 самостоятельные тренировки по индивидуальным планам и заданию тренера,
 лекции и беседы, просмотр учебных видеофильмов и соревнований,
 тестирование и контроль.
Методы обучения:
• Словесный - объяснение терминов, новых понятий.
• Наглядный - показ тренером-преподавателем правильного выполнения
упражнений, демонстрация фото и видео материалов.
• Практический - выполнение учащимися практических заданий и упражнений.
• Игровой – соревнования, эстафеты.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия боксом проводятся в спортивном зале.
Для успешной реализации Программы необходимо следующее оборудование:
1. Ринг боксерский,
2. Боксерские груши – 4 шт,
3. Боксерские перчатки – 20 пар,
4. Боксерские шлемы – 6 шт.,
7

5. Боксерские лапы – 2 шт.,
6. Гантели – 10 шт,
7. Таймер,
8. Секундомер,
9. Скакалки – 20 шт.,
10. Маты – 2 шт.,
11. Набивные мячи (1 кг) – 5 шт,
12. Шведская стенка – 1 шт.
Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
в образовательной деятельности
Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
учащихся и педагогических работников.
Школа вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ
формах получения дополнительного образования, при проведении различных видов
учебно-тренировочных занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации
учащихся, а также при введении режимов ПГ и ЧС (эпидемии, пандемии и др.). ДОТ
могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического
работника с учащимися для решения задач персонализации образовательного
процесса.
Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о
реализации образовательных программ или их частей с применением ДОТ,
обеспечивающую возможность их правильного выбора.
ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при
которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие
учащегося и тренера-преподавателя осуществляется независимо от места их
нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных
технологий обучения.
Основными элементами системы ДОТ являются цифровые образовательные
ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары;
skype – общение; использование мессенджеров WhatsApp, Viber; e-mail; облачные
сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства
РФ об образовательной деятельности. В обучении с применением ДОТ используются
следующие организационные формы учебной деятельности:
 Консультация;
 Семинар;
 Практическое занятие;
 Контрольное тестирование;
 Тренировочное занятие в группах и по индивидуальному учебному плану;
 Самостоятельная работа.
Сопровождение дистанционных курсов может осуществляться в следующих
режимах:
 Тестирование on-line;
 Консультации on-line;
 Предоставление методических материалов;
8

 Сопровождение off-line (проверка тестов, различные виды текущего контроля
и промежуточной аттестации).

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемым результатом освоения Программы является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
1) В области теории и методики физической культуры и спорта учащийся
должен знать:
- историю развития бокса;
- основные понятия, термины бокса;
- основы философии и психологии спортивных единоборств;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
-правила соревнований в избранном виде спорта, значение жестов рефери в ринге;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях боксом.
2) В области общей и специальной физической подготовки учащийся должен
владеть:
- комплексами физических упражнений;
- навыками укрепления здоровья, повышения уровня физической
работоспособности, воспитания личностных качеств и нравственных чувств
(коллективизм, взаимопомощь).
3) В области вида спорта «бокс» учащийся должен:
- освоить соответствующие возрасту, полу и уровню подготовленности учащихся
тренировочные нагрузки.
4) В области освоения других видов спорта и подвижных игр учащийся должен:
- уметь точно и своевременно выполнять задания, связанные с требованиями вида
спорта и правилами подвижных игр;
- уметь соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном
выполнении упражнений.
5). В области технико-тактической и психологической подготовки учащийся
должен:
- освоить основы технических действий по боксу соответственно возрасту и
уровню подготовленности;
- владеть техникой выполнения ударов, защиты;
- уметь адаптироваться к тренировочной деятельности.
Результатом освоения Программы являются также личностные результаты
деятельности учащихся:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к сопернику, другому
спортсмену, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции;
9

- сознательное понимание ценности здорового образа жизни;
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
В результате освоения Программы ожидается повышение уровня общей
физической подготовленности.
Способы определения результативности.
Уровень общей физической подготовленности определяется при сдаче
контрольных нормативов по ОФП и СФП, проводимых в начале и конце учебного
года.
Критериями успешности обучения служат положительная динамика уровня общей
физической подготовленности, определяемая по результатам контрольных
нормативов по ОФП и СФП, и желание продолжить занятия боксом на следующем
этапе подготовки.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Тренировочная деятельность организуется в течение календарного года в
соответствии с календарным учебным графиком, годовым учебным планом и
календарем спортивно-массовых мероприятий. Годовой учебный план рассчитан на
46 учебных недель занятий в условиях детско-юношеской спортивной школы.
Учебный план тренировочных занятий 1 год обучения
№
Разделы подготовки
п/п
1
Теоретическая подготовка
2
Общая физическая подготовка
3
Специальная физическая подготовка
4
Техническая подготовка
5
Тактическая подготовка
6
Контрольно-переводные испытания
7
Другие виды спорта
Общее количество часов

Количество часов
теория
практика
всего
6
6
2
160
162
1
31
32
2
30
32
2
12
14
1
7
8
2
20
22
16
260
276

Учебный план тренировочных занятий 2 год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5

Разделы подготовки
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка

10

Таблица 2

Таблица 3

Количество часов
теория
практика
всего
6
6
2
151
153
1
37
38
2
36
38
2
14
16

6
Контрольно-переводные испытания
7
Другие виды спорта
Общее количество часов

1
2
16

7
15
260

8
17
276

Таблица 4

Учебный план тренировочных занятий 3 год обучения
№
Разделы подготовки
п/п
1
Теоретическая подготовка
2
Общая физическая подготовка
3
Специальная физическая подготовка
4
Техническая подготовка
5
Тактическая подготовка
6
Контрольно-переводные испытания
7
Другие виды спорта
Общее количество часов

Количество часов
теория
практика
всего
6
6
2
151
153
1
35
36
2
35
37
2
17
19
1
7
8
2
15
17
16
260
276

Формы контроля:
 тестирование по теоретическому разделу;
 опрос по основным терминам в боксе;
 сдача контрольных нормативов;
 текущий контроль умений и навыков;
 промежуточный тематический контроль умений и навыков;
 итоговый контроль умений и навыков.
Основными критериями оценки работы учащихся являются качество и скорость
овладения технико-тактическими элементами в боксе, уровень развития физических
способностей, желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям, дисциплина
и поведение на тренировках.
Учащиеся спортивно-оздоровительных групп не принимают участие в
соревнованиях по боксу. Для них организуются учебные бои и спортивные
праздники.
Программа не предполагает для каждого года обучения определённые
результаты, которые выражены контрольными нормативами по теоретической,
общей и специальной физической подготовке. Важна положительная динамика в
уровне ОФП и СФП.

4.Календарный график образовательного процесса (1 год обучения)

Таблица 5

Разделы
подготовки
Теоретические

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VIII Итого

1

1

1

1

-

-

1

1

-

-

-

11

6

занятия
ОФП
СФП
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Контрольнопереводные
испытания
Другие виды
спорта
Всего за месяц
Всего за год

15
1
-

16

16

16

3
3

14
3
3

14
3
3

14
3
4

15
3
4

16
3
3

16
4
3

10
3
3

162
32
32

-

1

1

1

2

2

2

2

2

1

-

14

4

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

8

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

22

23

26

26

26

24

24 26
276

27

30

26

18

276

3
3

3
3

Календарный график образовательного процесса (2 год обучения)
Разделы
подготовки
Теоретические
занятия
ОФП
СФП
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Контрольнопереводные
испытания
Другие виды
спорта
Всего за месяц
Всего за год

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Таблица 6
VIII Итого

1

1

1

1

1

-

1

-

-

-

-

6

14
2
2

15

15

15

4
4

13
3
4

14
4
4

14
4
4

15
4
4

14

15

4
3

9
3
3

153
38
38

-

2

1

2

2

2

2

2

2

1

-

16

4

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

8

2

1

1

1

2

2

1

2

1

2

2

17

25

25

26

27

25

26 26
276

27

27

25

17

276

3
3

4
4

3
3

Календарный график образовательного процесса (3 год обучения)
Разделы
подготовки
Теоретические
занятия
ОФП

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Таблица 7
VIII Итого

1

1

1

1

1

-

1

-

-

-

-

6

14

15

15

15

13

14

14

15

14

15

9

153

12

СФП
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Контрольнопереводные
испытания
Другие виды
спорта
Всего за месяц
Всего за год

2
2

3
3

4
4

4
4

3
3

3
4

4
4

4
4

3
3

3
3

3
3

36
37

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

19

4

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

8

2

1

1

1

2

2

1

2

1

2

2

17

25

25

26

27

25

26 26
276

27

27

25

17

276

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
5.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 1-ого года обучения
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
На спортивно-оздоровительном этапе необходимо ознакомить учащихся с
правилами гигиены, правилами поведения в спортивном зале и спортивной
дисциплиной. Основное внимание при построении бесед и рассказов должно быть
направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и
формирование желания добиться высоких спортивных результатов.
Теоретические занятия органически связаны с физической, технической,
психологической и волевой подготовкой. Главная ее задача состоит в том, чтобы
научить начинающего боксера осмысливать и анализировать как свои действия, так
и действия противника. Не механически выполнять указания тренера, а творчески
подходить к ним. Начинающих боксеров необходимо приучать посещать
соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность соперников,
просматривать фильмы и спортивные репортажи по боксу.
При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст учащихся и
излагать материал в доступной форме. Для оценки качества усвоения теоретического
материала применяется текущий и итоговый контроль. Формы оценки: тестирование,
собеседование, практические задания.
На практических занятиях следует дополнительно разъяснять учащимся отдельные
вопросы техники выполнения упражнений, правил соревнований.

№

Тема

2

История бокса

1

Вводное занятие

План теоретической подготовки
Краткое содержание

Таблица 8

Правила поведения в спортивном зале.
Инструктаж по технике безопасности при
занятиях физкультурой и спортом в условиях
спортивного зала и спортивной площадки.
История развития бокса в древнем мире.
История развития бокса и России и за
13

3
4

5

Места занятия боксом.
Оборудование и
инвентарь.
Гигиенические навыки.
Режим дня.

Врачебный контроль и
самоконтроль, оказание
первой помощи.

рубежом. Выдающиеся боксеры прошлого и
настоящего.
Место для проведения занятий и соревнований
по боксу. Жесты рефери в ринге.
Режим дня школьников, занимающихся
спортом; основные элементы режима дня и их
выполнение. Понятие о рациональном
питании. Основы профилактики
инфекционных заболеваний. Вредные
привычки и их профилактика.
Значение и содержание самоконтроля.
Дневник самоконтроля. Понятие о
«спортивной форме», утомлении,
переутомлении. Меры предупреждения
переутомления. Понятие о травмах.
Особенности спортивного травматизма. Раны
и их разновидности. Ушибы, растяжения и
разрывы связок, мышц и сухожилий. Оказание
первой помощи до врача.

Общая физическая подготовка (ОФП)
ТЕОРИЯ:
Общая характеристика физических качеств, тактика их развития.
Общеразвивающие упражнения. Принципы спортивной тренировки с целью
увеличения функциональных резервов организма.
ПРАКТИКА:
- Строевые упражнения. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному,
по два. Повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Изменение скорости
движения строя;
- Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук, мышц шеи,
плечевого пояса, туловища, ног, упражнения с сопротивлением;
- Общеразвивающие упражнения с предметами: упражнения с набивными мячами, с
гантелями, с короткой и длинной скакалкой, с малыми мячами;
- Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад, перекаты, перевороты;
- Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом, бегом, прыжками, метанием,
сопротивлением, на внимание, координацию, эстафеты встречные и круговые с
преодолением полосы препятствий;
- Лёгкоатлетические упражнения: бег на 30, 60, 100 м. Кроссы до1000 м, 6-минутный
бег; прыжки в длину и высоту с места и с разбега, многоскоки, метание мяча.
Специальная физическая подготовка (СФП)
ТЕОРИЯ: Основы организации специальной физической подготовки. Виды СФП.
Тактика развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, общей и
специальной выносливости, равновесия, координации движений. Методы и средства
14

скоростной подготовки, ловкости и гибкости, динамической силы, выносливости
спортсмена.
ПРАКТИКА:
- Упражнения для развития силы: Упражнения с преодолением собственного веса:
подтягивание из виса, отжимание в упоре лежа, приседания на одной и двух ногах.
Упражнения на гимнастической стенке, лазанье по канату с помощью и без помощи
ног.
- Упражнения для развития быстроты: Повторный бег по дистанции от 30 до 100
метров со старта и с ходу с максимальной скоростью; выполнение ОРУ в
максимальном темпе, прыжки в длину и высоту с места.
- Упражнения для развития гибкости: ОРУ с широкой амплитудой движения.
Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения рук до предела,
мост). Упражнения на гимнастической стенке и скамейке.
- Упражнение для развития ловкости: Разнонаправленные движения рук и ног.
Перекаты, кувырки.
- Упражнение для развития скоростно-силовых качеств: Эстафеты
комбинированные с бегом, прыжками, перелезанием.
- Упражнения для развития общей выносливости: Бег равномерный и переменный
на 500, 800, 1000 метров.
Техническая и тактическая подготовка.
ТЕОРИЯ: Основы технико-тактической подготовки боксера. Характеристика
технических и тактических действий. Анализ технических приемов и тактических
действий боксеров. Изучение и совершенствование боевой стойки и передвижений,
изучение прямых ударов левой и правой в голову и защиты от них. Изучение и
совершенствование прямых ударов в туловище (одиночных, двойных и серий) и
защита от них.
ПРАКТИКА:
Изучение и совершенствование боевой стойки и передвижений, изучение прямых
ударов левой и правой в голову и защиты от них. Фронтальная стойка, перемещения
во фронтальной стойке. Изучение и совершенствование прямых ударов в туловище
(одиночных, двойных и серий) и защит от них. Условные и вольные бои. Изучение
правильности боевой стойки, правильности нанесения прямых ударов в голову,
причем удары должны выполняться как на месте, так и в движении одиночными и
слитными шагами в различных направлениях. Защитные действия от прямых ударов
в различных стойках. Защитные действия от боковых ударов в различных стойках.
Изучение тактики ограничивается маскировкой начала удара, нанесением обманных
ударов в голову, а также неожиданными чередованиями атак, уходов и контратак.
Изучение тактических приемов:
- смена цели при нанесении серии ударов (серия начинается ударами в голову и
заканчивается ударов в туловище и наоборот),
- чередование последнего удара, т.е. боксер, атакуя или контратакуя, сериями ударов
должен заканчивать серию каждый раз другим ударом.
15

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ.
ТЕОРИЯ: Контрольные нормативы. Правила проведения контрольных испытаний.
Оборудование и инвентарь.
ПРАКТИКА: Проведение контрольных испытаний:
Бег 30 метров, бег 500 метров, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание
ног в висе на шведской стенке (выше 900), прыжок в длину с места, наклон вперед
стоя на скамейке.
ДРУГИЕ ВИДЫ СПОРТА.
ТЕОРИЯ: Подвижные игры. Спортивные игры: баскетбол, ручной мяч, волейбол,
регби - правила, оборудование и инвентарь. Основные приемы техники игры в
нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие
взаимодействия игроков в защите и нападении. Правила проведения подвижных игр:
«Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель»,
«Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки»,
«Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета
футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой»,
«Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»,
«Перетягивание», «Катающаяся мишень».
ПРАКТИКА: Спортивные игры: баскетбол, ручной мяч, волейбол, регби. Подвижные
игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная
цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и
утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета
футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой»,
«Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»,
«Перетягивание», «Катающаяся мишень». По сигналу - бег на 5, 10, 15 м из исходных
положений.
5.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 2-ого года обучения
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
На 2 году обучения продолжается знакомство учащихся с правилами гигиены,
правилами поведения в спортивном зале и спортивной дисциплиной. Основное
внимание при построении бесед и рассказов должно быть направлено на то, чтобы
привить детям гордость за выбранный вид спорта и формирование желания добиться
высоких спортивных результатов.
Теоретические занятия органически связаны с физической, технической,
психологической и волевой подготовкой. Главная ее задача состоит в том, чтобы
научить начинающего боксера осмысливать и анализировать как свои действия, так
и действия противника. Не механически выполнять указания тренера, а творчески
подходить к ним. Начинающих боксеров необходимо приучать посещать
соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность соперников,
просматривать фильмы и спортивные репортажи по боксу.
Теоретическая подготовка должна рассматриваться как своеобразная база
повышения технической, тактической и психологической подготовленности.
Поэтому к преподаванию теоретического материала не должно быть формального
16

отношения ни со стороны тренера – преподавателя, ни со стороны юного спортсмена.
Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность:
вырабатывать у учащихся умение использовать полученные теоретические знания на
практике, т.е. в тренировочных занятиях и соревнованиях. В программу
теоретических занятий внесены темы по изучению значения физических упражнений
и спорта для укрепления здоровья, формирование правильной осанки, физического
развития, понятий о спортивной тренировке, ее цели, задач и основного содержания,
формированию двигательных умений и навыков в ходе технической подготовки.
При проведении теоретических занятий следует помнить, что уточнение,
расширение теоретических знаний юных спортсменов, привитие им навыков
самостоятельного мышления, развитие способности к самоконтролю, самоанализу
своих действий является залогом их будущих успехов в избранном виде спорта.
При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст учащихся и
излагать материал в доступной форме. Для оценки качества усвоения теоретического
материала применяется текущий и итоговый контроль. Формы оценки: тестирование,
собеседование, творческие задания.
На практических занятиях следует дополнительно разъяснять учащимся отдельные
вопросы техники выполнения упражнений, правил соревнований.

№
1

2

3

4

5

Тема

Вводное занятие

План теоретической подготовки
Краткое содержание

Таблица 9

Правила поведения в спортивном зале.
Инструктаж по технике безопасности при
занятиях физкультурой и спортом в условиях
спортивного зала и спортивной площадки.
Формы физической культуры. Значение
физических упражнений и спорта для
укрепления здоровья, формирование
правильной осанки, физического развития.
История бокса
История развития бокса в древнем мире.
История развития бокса и России и за
рубежом. Выдающиеся боксеры прошлого и
настоящего. Бокс в программе Олимпийских
игр.
Места занятия боксом.
Место для проведения занятий и
Оборудование и инвентарь. соревнований по боксу. Жесты рефери в
ринге. Понятие о спортивной тренировке, ее
цель, задачи и основное содержание
Гигиенические навыки.
Режим дня школьников, занимающихся
Обучение спортивной
спортом; основные элементы режима дня и их
технике и тактике.
выполнение. Техническая подготовка, ее роль
и место в тренировке боксера.
Формирование двигательных умений и
навыков в ходе технической подготовки.
Врачебный контроль и
Значение и содержание самоконтроля.
самоконтроль, оказание
Дневник самоконтроля. Понятие о
первой помощи.
«спортивной форме», утомлении,
17

переутомлении. Меры предупреждения
переутомления. Понятие о травмах.
Особенности спортивного травматизма. Раны
и их разновидности. Ушибы, растяжения и
разрывы связок, мышц и сухожилий.
Оказание первой помощи до врача.
Общая физическая подготовка (ОФП)
ТЕОРИЯ:
Общая характеристика физических качеств, тактика их развития.
Общеразвивающие упражнения. Принципы спортивной тренировки с целью
увеличения функциональных резервов организма.
ПРАКТИКА:
- Строевые упражнения. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному,
по два. Повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Изменение скорости
движения строя;
- Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук, мышц шеи,
плечевого пояса, туловища, ног, упражнения с сопротивлением;
- Общеразвивающие упражнения с предметами: упражнения с набивными мячами, с
гантелями, с короткой и длинной скакалкой, с малыми мячами;
- Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад, перекаты, перевороты;
- Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом, бегом, прыжками, метанием,
сопротивлением, на внимание, координацию, эстафеты встречные и круговые с
преодолением полосы препятствий;
- Лёгкоатлетические упражнения: бег на 30, 60, 100 м. Кроссы до1000 м, 6-минутный
бег; прыжки в длину и высоту с места и с разбега, многоскоки, метание мяча.
Специальная физическая подготовка (СФП)
ТЕОРИЯ: Основы организации специальной физической подготовки. Виды СФП.
Тактика развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, общей и
специальной выносливости, равновесия, координации движений. Методы и средства
скоростной подготовки, ловкости и гибкости, динамической силы, выносливости
спортсмена.
ПРАКТИКА:
- Упражнения для развития равновесия: Быстрое хождение по предметам с малой
площадью опоры (гимнастическое бревно, брус, «кочки», канат и т.п.), упражнения
в балансировании (на качелях, «в бочке» и т.п.). Продвижение вперед (5-6 см) после
выполнения различных вращений, поворот, наклоны головой и туловищем;
продвижение вперед с одновременным выполнением вращений, поворотов, наклонов
головой и туловищем с последующим прохождением отрезков (5-6 см), исключив
зрительную ориентацию.
- Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса:
подтягивание из виса, отжимание в упоре лежа, приседания на одной и двух ногах.
Упражнения на гимнастической стенке, лазанье по канату с помощью и без помощи
ног.
18

- Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100
метров со старта и с ходу с максимальной скоростью; Выполнение ОРУ в
максимальном темпе, прыжки в длину и высоту с места. Передвижение в паре, при
условии сохранения назначенной дистанции одним из партнеров. Быстрое
выполнение защит или ударов на сигнал тренера (свисток, хлопок, и т.п.). Бой с
партнёром в перчатках и без них на удлиненной дистанции (не боевой).
- Упражнения для развития гибкости. ОРУ с широкой амплитудой движения.
Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения рук до предела,
мост). Упражнения на гимнастической стенке и скамейке.
- Упражнение для развития ловкости. Развитие ловкости у боксёров может идти
при работе на специальных снарядах, так и при работе в паре с партнёром.
Упражнения на снарядах: нанесение серий ударов по пневматической груше в
различных направлениях. Разнонаправленные движения рук и ног. Перекаты,
кувырки, элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и
др.).
- Упражнение для развития скоростно-силовых качеств. Эстафеты
комбинированные с бегом, прыжками, перелезанием.
- Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный
на 500, 800, 1000 метров.
Техническая и тактическая подготовка.
ТЕОРИЯ: Основы технико-тактической подготовки боксера. Характеристика
технических и тактических действий. Анализ технических приемов и тактических
действий боксеров. Основные положения боксера. Изучение и совершенствование
боевой стойки и передвижений, изучение прямых ударов левой и правой в голову и
защиты от них. Изучение и совершенствование прямых ударов в туловище
(одиночных, двойных и серий) и защита от них. Комплексы упражнений для
индивидуальных тренировок (задание на дом).
ПРАКТИКА:
Изучение и совершенствование боевой стойки и передвижений, изучение прямых
ударов левой и правой в голову и защиты от них. Фронтальная стойка, перемещения
во фронтальной стойке. Переход из боевой во фронтальную стойку. Изучение и
совершенствование прямых ударов в туловище (одиночных, двойных и серий) и
защит от них. Упражнения в парах. Условные и вольные бои. Изучение правильности
боевой стойки, правильности нанесения прямых ударов в голову, причем удары
должны выполняться как на месте, так и в движении одиночными и слитными шагами
в различных направлениях. Защитные действия от прямых ударов в различных
стойках. Защитные действия от боковых ударов в различных стойках.
Изучение тактики ограничивается маскировкой начала удара, нанесением обманных
ударов в голову, а также неожиданными чередованиями атак, уходов и контратак.
Изучение тактических приемов:
- смена цели при нанесении серии ударов (серия начинается ударами в голову и
заканчивается ударами в туловище и наоборот),
19

- чередование последнего удара, т.е. боксер, атакуя или контратакуя, сериями ударов
должен заканчивать серию каждый раз другим ударом.
В конце второго года обучения боксеры принимают участие в спарринг боях и
групповых соревнованиях.

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ.
ТЕОРИЯ: Контрольные нормативы. Правила проведения контрольных испытаний.
Оборудование и инвентарь.
ПРАКТИКА: Проведение контрольных испытаний:
Бег 30 метров, бег 500 метров, поднимание ног в висе на шведской стенке (выше
900), прыжок в длину с места, подтягивание, наклон вперед стоя на скамейке.
ДРУГИЕ ВИДЫ СПОРТА.
ТЕОРИЯ: Подвижные игры. Спортивные игры: баскетбол, ручной мяч, волейбол,
регби - правила, оборудование и инвентарь. Основные приемы техники игры в
нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие
взаимодействия игроков в защите и нападении. Правила проведения подвижных игр:
«Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель»,
«Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки»,
«Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Встречная эстафета с мячом»,
«Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень».
ПРАКТИКА: Спортивные игры: баскетбол, ручной мяч, волейбол, регби. Подвижные
игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная
цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и
утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета
футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой»,
«Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»,
«Перетягивание», «Катающаяся мишень». По сигналу - бег на 5, 10, 15 м из исходных
положений.
5.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 3-его года обучения
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Продолжается знакомство учащихся с правилами гигиены, правилами поведения в
спортивном зале и спортивной дисциплиной. Основное внимание при построении
бесед и рассказов должно быть направлено на то, чтобы привить детям гордость за
выбранный вид спорта и формирование желания добиться высоких спортивных
результатов.
Теоретическая подготовка рассматривается как своеобразная база повышения
технической, тактической и психологической подготовленности. Поэтому к
преподаванию теоретического материала не должно быть формального отношения
ни со стороны тренера – преподавателя, ни со стороны юного спортсмена.
20

Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность:
вырабатывать у учащихся умение использовать полученные теоретические знания на
практике, т.е. в тренировочных занятиях и соревнованиях.
Большое внимание необходимо уделять рассказам о традициях «рукопашного боя»,
его истории и предназначению. Знакомство детей с особенностями спортивного
единоборства проводится непосредственно перед занятиями или в ходе разучивания
каких–либо двигательных действий, обращая внимание на то, что данный удар или
комбинацию ударов лучше всех выполнял такой – то известный спортсмен. При
проведении теоретических занятий следует помнить, что уточнение, расширение
теоретических знаний юных спортсменов, привитие им навыков самостоятельного
мышления, развитие способности к самоконтролю, самоанализу своих действий
является залогом их будущих успехов в избранном виде спорта.
При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст учащихся и
излагать материал в доступной форме. Для оценки качества усвоения теоретического
материала применяется текущий и итоговый контроль. Формы оценки: тестирование,
собеседование, творческие задания.
На практических занятиях следует дополнительно разъяснять учащимся отдельные
вопросы техники выполнения упражнений, правил соревнований.

№
1

2

3

4

5

Тема

Вводное занятие

План теоретической подготовки
Краткое содержание

Таблица 10

Правила поведения в спортивном зале.
Инструктаж по технике безопасности при
занятиях физкультурой и спортом в условиях
спортивного зала и спортивной площадки.
Формы физической культуры. Значение
физических упражнений и спорта для
укрепления здоровья, формирование
правильной осанки, физического развития.
Организм и его основные функции и системы.
История бокса
История развития бокса в древнем мире.
История развития бокса и России и за
рубежом. Выдающиеся боксеры прошлого и
настоящего. Бокс в программе Олимпийских
игр.
Места занятия боксом.
Место для проведения занятий и
Оборудование и инвентарь. соревнований по боксу. Жесты рефери в
ринге. Понятие о спортивной тренировке, ее
цель, задачи и основное содержание
Гигиенические навыки.
Режим дня школьников, занимающихся
Обучение спортивной
спортом; основные элементы режима дня и их
технике и тактике.
выполнение. Техническая подготовка, ее роль
и место в тренировке боксера.
Формирование двигательных умений и
навыков в ходе технической подготовки.
Врачебный контроль и
Значение и содержание самоконтроля.
самоконтроль, оказание
Дневник самоконтроля. Понятие о
21

первой помощи.

«спортивной форме», утомлении,
переутомлении. Меры предупреждения
переутомления. Понятие о травмах.
Особенности спортивного травматизма. Раны
и их разновидности. Ушибы, растяжения и
разрывы связок, мышц и сухожилий.
Оказание первой помощи до врача.

Общая физическая подготовка (ОФП).
ТЕОРИЯ:
Общая характеристика физических качеств, тактика их развития.
Принципы спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов
организма.
ПРАКТИКА:
- Строевые упражнения. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по
два. Повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Изменение скорости
движения строя;
- Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук, мышц шеи,
плечевого пояса, туловища, ног, упражнения с сопротивлением;
- Общеразвивающие упражнения с предметами: упражнения с набивными мячами, с
гантелями, с короткой и длинной скакалкой, с малыми мячами;
- Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад, перекаты, перевороты;
- Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом, бегом, прыжками, метанием,
сопротивлением, на внимание, координацию, эстафеты встречные и круговые с
преодолением полосы препятствий;
- Лёгкоатлетические упражнения: бег на 30, 60, 100 м. Кроссы до1000 м, 6-минутный
бег; прыжки в длину и высоту с места и с разбега, многоскоки, метание мяча.
Специальная физическая подготовка (СФП).
ТЕОРИЯ: Основы организации специальной физической подготовки. Виды СФП.
Тактика развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, общей и
специальной выносливости, равновесия, координации движений. Методы и средства
скоростной подготовки, ловкости и гибкости, динамической силы, выносливости
спортсмена.
ПРАКТИКА:
- Упражнение для развития скоростно-силовых качеств. Упражнения с
преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре лежа,
приседания на одной и двух ногах. Упражнения на гимнастической стенке, лазанье
по канату с помощью и без помощи ног. Эстафеты комбинированные с бегом,
прыжками, перелезанием. Бой с партнёром в перчатках и без них на удлиненной
дистанции (не боевой). Нанесение серий ударов в максимальном темпе в течение 15
сек через 30 сек работы в спокойном темпе. Бег с высоким подниманием бедер. Бег с
высоким подниманием бедер с опорой руками на барьер. Лежа на спине, ноги вверх,
движения ногами как при беге. Имитация бега одной ногой на месте. Бег трусцой —
22

маленькими, но очень быстрыми свободными шагами. Бег с высоким подниманием
бедра с последующей «загребающей» постановкой ноги близко к проекции общего
центра тяжести тела на дорожку. Бег малыми скачками с полным отталкиванием
ступни. Торнадо: провести за одну мин. как можно больше касаний по перчаткам
противника.
- Упражнения для развития гибкости, ловкости. Упражнения с помощью партнера
(пассивные наклоны, отведения рук до предела, мост). Упражнения на
гимнастической стенке и скамейке. Разнонаправленные движения рук и ног.
Перекаты, кувырки, элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты,
повороты и др.) Метание (легкоатлетических снарядов, теннисных, набивных мячей
и др.) Упражнения на снарядах: нанесение серий ударов по пневматической груше в
различных направлениях.
- Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный
на 500, 800, 1000 метров. Упражнения с мячами в положении сидя, лежа на спине и
животе. Ходьба на четвереньках. Упражнения со скакалкой. Висы, смешанные висы
и упоры. Упражнения с отягощениями в пределах 1-2 кг. Упражнения на боксерских
снарядах (мешке, грушах, мяче на резинах, на лапах и др.).
- Упражнения для развития равновесия и координации движений. Быстрое
хождение по предметам с малой площадью опоры (гимнастическое бревно, брус,
«кочки», канат и т.п.), упражнения в балансировании (на качелях, «в бочке» и т.п.).
Продвижение вперед (5-6 см) после выполнения различных вращений, поворот,
наклоны головой и туловищем; продвижение вперед с одновременным выполнением
вращений, поворотов, наклонов головой и туловищем с последующим прохождением
отрезков (5-6 см), исключив зрительную ориентацию. Кувырки, вращения в полу
наклоне и приседе на одной ноге (вторая отставлена в сторону), гимнастическое
«колесо», упражнения парной гимнастики. Упражнения в передвижении. Бой с тенью.
Техническая и тактическая подготовка.
ТЕОРИЯ: Основы технико-тактической подготовки боксера. Характеристика
технических и тактических действий. Анализ технических приемов и тактических
действий боксеров. Основные положения боксера. Изучение и совершенствование
боевой стойки и передвижений, изучение прямых ударов левой и правой в голову и
защиты от них. Изучение и совершенствование прямых ударов в туловище
(одиночных, двойных и серий) и защита от них. Комплексы упражнений для
индивидуальных тренировок (задание на дом).
ПРАКТИКА:
Изучение и совершенствование боевой стойки и передвижений, изучение прямых
ударов левой и правой в голову и защиты от них. Фронтальная стойка, перемещения
во фронтальной стойке. Переход из боевой во фронтальную стойку. Изучение и
совершенствование прямых ударов в туловище (одиночных, двойных и серий) и
защит от них. Упражнения в парах. Условные и вольные бои. Изучение правильности
боевой стойки, правильности нанесения прямых ударов в голову, причем удары
должны выполняться как на месте, так и в движении одиночными и слитными шагами
23

в различных направлениях. Защитные действия от прямых ударов в различных
стойках. Защитные действия от боковых ударов в различных стойках.
Изучение тактики ограничивается маскировкой начала удара, нанесением обманных
ударов в голову, а также неожиданными чередованиями атак, уходов и контратак.
Изучение тактических приемов:
- смена цели при нанесении серии ударов (серия начинается ударами в голову и
заканчивается ударами в туловище и наоборот),
- чередование последнего удара, т.е. боксер, атакуя или контратакуя, сериями ударов
должен заканчивать серию каждый раз другим ударом.
На третьем году обучения боксеры принимают участие в спаррингах и групповых
соревнованиях.
КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ.
ТЕОРИЯ: Контрольные нормативы. Правила проведения контрольных испытаний.
Оборудование и инвентарь.
ПРАКТИКА: Проведение контрольных испытаний:
Бег 30 метров, бег 1000 метров, сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
поднимание ног в висе на шведской стенке (выше 900), прыжок в длину с места,
подтягивание, наклон вперед стоя на скамейке.
ДРУГИЕ ВИДЫ СПОРТА.
ТЕОРИЯ: Подвижные игры. Спортивные игры: баскетбол, ручной мяч, волейбол,
регби - правила, оборудование и инвентарь. Основные приемы техники игры в
нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие
взаимодействия игроков в защите и нападении. Правила проведения подвижных игр:
«Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель»,
«Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки»,
«Перестрелка», «Перетягивание», «Катающаяся мишень» и другие.
ПРАКТИКА: Спортивные игры: баскетбол, ручной мяч, волейбол, регби. Подвижные
игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная
цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и
утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета с
прыжками чехардой», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся
мишень» и другие. По сигналу - бег на 5, 10, 15 м из исходных положений.
6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Главной задачей в занятии с юными спортсменами является воспитание моральных
качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль
в нравственном воспитании играет непосредственная спортивная деятельность.
Формирование чувства ответственности перед товарищами, обществом и
нравственных качеств личности должно осуществляться одновременно с развитием
волевых качеств.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое
соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение
указаний тренера-преподавателя, хорошее поведение в школе и дома - на все это
24

обращать внимание тренер-преподаватель. Большое воспитательное значение имеет
личный пример и авторитет тренера-преподавателя. Тренер-преподаватель,
работающий с юными спортсменами, должен быть особенно принципиальным и
честным, требовательными и добрым, любить свою работу, всегда доводить начатое
дело до конца.
Воспитательная работа в процессе тренировочной деятельности должна быть
направлена на развитие и совершенствование значимых свойств личности. Она
включает мероприятия, которые обеспечивают решение задач по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитания гражданственности и
патриотизма.
Психологическая подготовка на данном этапе выступает как воспитательный
процесс. Центральной фигурой этого процесса является тренер-преподаватель,
который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством
поведением юных спортсменов во время учебно-тренировочных занятий и
соревнований. На спортивно-оздоровительном этапе важнейшей задачей общей
психологической подготовки является формирование спортивного интереса,
дисциплины, самооценки. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать
спортивное трудолюбие и способность преодолевать специфические трудности, что
достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных занятий.
На конкретных примерах нужно убеждать юных спортсменов, что успех в
современном спорте во многом зависит от трудолюбия. Психологическая подготовка
в спортивно-оздоровительных группах направлена на преодоление чувства страха
перед соперником, на воспитание умения проявлять волю, терпеть усталость и
превозмогать боль. Тренер-преподаватель должен успешно сочетать задачи
физического и общего воспитания
7.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
С целью определения уровня общей физической подготовленности учащихся за
основу контрольно переводных нормативов по ОФП и СФП принимаются
следующие упражнения, отражающие уровень развития физических качеств:
Таблица 11
Физическое качество

Быстрота
Выносливость
Сила

Контрольные
упражнения(тесты)

Нормативы
7 лет

8 лет

Бег 30 метров
Бег 500 метров
Бег 1000 метров
Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа
Подтягивание

+
+

+
+

+

-

-

+

25

9 лет и
старше
+
+
Не менее
20 раз
Не менее
3 раз

Скоростно-силовые
качества
Гибкость

Поднимание ног в висе на
шведской стенке (выше 900)

+

+

Не менее
10 раз

Прыжок в длину с места

+

+

Наклон вперед стоя на
скамейке

+

+

Не менее
150 см
Не менее
5 см

Условия зачисления и перевода в группу следующего года обучения
Год обучения

1 год
2 год
3 год

Минимальный Выполнение
возраст
для контрольных
зачисления
нормативов по
ОФП и СФП
7
8
+
9
+

Выполнение
программы
80-90%
93-100%
93-100%

Таблица 12
Участие
в
соревнованиях

1
2
соревнования
(спортивных
праздника)

+ - положительная динамика показателей уровня физической подготовленности.
С целью определения уровня общей физической подготовленности учащихся
спортивно-оздоровительных групп ежегодно 2 раза в год (май, сентябрь) проводится
сдача контрольных нормативов: прием выполнения контрольно-нормативных
требований, прием контрольно-переводных нормативов (сентябрь, при переводе
группы на следующий год обучения). Оценивается индивидуальная динамика
изменений уровня физической подготовленности учащихся. Результаты выполнения
тестов для детей 10 лет и старше засчитываются в качестве приемных нормативов для
перевода на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе «Бокс»
и зачисления в группу начальной подготовки.
Сдача контрольных нормативов проводится во время тренировочного занятия,
содержание которого полностью посвящено определению уровня физической
подготовленности.
Методика выполнения и приема контрольных нормативов:
1. Бег на 30, 500, 1000 метров
выполняется по беговой дорожке (старт произвольный). Результат фиксируется с
помощью секундомера с точностью до 0,1 секунды
2. Прыжок в длину с места
Выполняется с места от стартовой линии толчком двух ног со взмахом рук. Длина
прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшей точки касания
26

в момент приземления любой точки тела. Дается 2 попытки, засчитывается лучший
результат. При «заступе» попытка засчитывается при нулевом результате.
3.Подтягивание на перекладине
Выполняется из виса хватом сверху непрерывным движением, до положения
подбородка выше уровня перекладины и опусканием в вис до полного выпрямления
рук. Не допускается поочередное сгибание рук, рывки ногами, туловищем,
раскачивания, неполное выпрямление рук в положение виса. Пауза между
подтягиваниями не более 5 сек.
4.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)
Выполняется из упора лежа, голова, туловище и ноги составляют прямую линию.
Ширина постановки рук — ширина плеч. Сгибание рук выполняется до положения
прямого угла в локтевых суставах, разгибание производится одновременно двумя
руками до полного выпрямления рук без нарушения прямой линии тела. Дается 1
попытка. Пауза между повторами не более 3 сек. Фиксируется количество отжиманий
при условии соблюдения техники выполнения упражнения.
5. Упражнение на гибкость
Выполняется наклон из положения стоя на возвышении (до 30 см) с фиксацией не
менее 2 сек. Измеряется расстояние от линии опоры до уровня средних пальцев обеих
рук. Дается 2 попытки. Результат не учитывается при сгибании ног в коленях.
6. Поднимание ног на шведской стенке
Выполняется из положения виса на шведской стенке. Поднимаются прямые ноги на
высоту 90 и выше. Засчитывается количество раз.
. 8. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Информационное обеспечение: дидактические и учебные материалы, DVDзаписи спортивных игр, учебно-тренировочных занятий и соревнований,
методические разработки в области бокса.
2. Кадровое обеспечение.
Тренеры-преподаватели, обеспечивающие тренировочный процесс должны иметь
соответствующую
профессиональную
квалификацию,
подтвержденную
документами, оформленными в установленном порядке, а также регулярно проходить
курсы повышения квалификации.
3.Литература, перечень аудиовизуальных средств и интернет-ресурсов:

Литература для тренера-преподавателя:
1. Атилов А. Бокс за 12 недель.- Ростов-на-Дону.: Издательство Феникс,2006.
2. Бокс. Энциклопедия// Составитель Н.Н. Тараторин. - М.: Терраспорт, 1998
3. Волков И.П. Хрестоматия. Спортивная психология. - СПб.; 200 Дубровский В.И.
«Реабилитация в спорте» М.:ФИС 1991
27

4.Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы
развития физических качеств).- М.: Лептос, 1994.
5.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебн. пособие для институтов
физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1977.
6.Мокеев Г.И., Ширяев А.Г. Новое в теории и методике бокса. Монография /
Уфимск. гос. авиац. техн. Ун-т. – Уфа, 1997.
7.Найдиффер Р.Н. «Психология соревнующегося спортсмена», М.:ФИС 1979.
8.Никаноров Б.Н. Методические рекомендации по обучению боксеров-новичков:
Учебно-методическое пособие. – М.: ВТИИ, 1999.
9.Николаев А.Н. - Психология тренера в детско-юношеском спорте. – СП 2005.
10.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. ООО «Издательство
Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2008.
11.Пилоян Р.А. «Мотивация спортивной деятельности» М.: ФИС 1984.
12.Пути повышения спортивной работоспособности. М., Издательство ДОСААФ
СССР 1982.
13.Современная система подготовки боксёров/ В.И.Филимонов. М., 2009
14.Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования. М.: ИНСАН, 2007.
15. Филимонов В.И. Современная система подготовки боксёров.- М.:,2009.
16. Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. Изд. 2-е переработанное. и доп. СПб.:
Изд-во «Шатон», 2010.
Литература для учащихся:
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - 3-е изд., доп., перераб. –М Физкультура и
спорт, 1987
2. Все о боксе / Сост. Н.А. Худадов, И.В. Циргиладзе; под ред. Л.Н. Сальникова. М., 2005.
3.Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. Изд. 2-е переработанное. и доп. СПб.: Издво «Шатон», 2010.
4.Щитов В.К. Бокс. Основы техники бокса.- Р.:, 2008.
5. Бокс. Энциклопедия// Составитель Н.Н. Тараторин. - М.: Терраспорт, 1998.
ПЕРЕЧЕНЬ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
1. Цифровой фотоаппарат;
2. Цифровая видеокамера;
3. Планшетный компьютер;
4. Персональный компьютер;
5. Видеопроектор с экраном;
6. Телевизор.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. http://www.minsport.gov.ru/ - Министерство спорта Российской Федерации
2. http://www.olympic.ru/ - Олимпийский Комитет России
3. http://www.olympic.org/ - Международный Олимпийский Комитет
28

4. http://минобрнауки.рф/ - Министерство образования и науки РФ.
5. https://allboxing.ru/ - Все о боксе.
6. http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/boks/ - Бокс – описание, история
возникновения, правила, экипировка.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Детско-юношеская спортивная школа №1 города Каменки

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».