Принято
педагогическим советом
Протокол №1 от 31.08.2024 г.
Председатель
________ Пыскин А.В.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУДО
ДЮСШ №1 г. Каменки
___________ Пыскин А.В.
Приказ № 64/1 от 31.08.2024 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о нормах профессиональной этики
педагогических работников
МБОУДО ДЮСШ №1 г. Каменки
г. Каменка, 2024 г.
Профессиональная этика педагогических работников – совокупность
моральных норм, определяющих их отношение к своему профессиональному
долгу и ко всем участникам отношений в сфере образования.
1. Общие положения
1.1. Положение о нормах профессиональной этики педагогических
работников (далее – Положение) МБОУДО ДЮСШ №1 г. Каменки
(далее
Школа)
разработано
в
соответствии
с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»;
-Конституцией
Российской
Федерации
2020
г.;
-Трудовым
кодексом
Российской
Федерации
2001
г.;
- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите
детей
от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Письмом Министерства просвещения РФ и Профессионального
союза
работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N
ИП941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной
этики
педагогических
работников».
1.2.Положение принимается педагогическим советом, имеющим право
вносить
в
него
изменения
и
дополнения.
1.3.Настоящее Положение определяет нормы профессиональной
этики
педагогических работников Школы и механизмы реализации права
педагогических работников на справедливое и объективное
расследование
нарушения
норм
профессиональной
этики.
1.4.
Задачами
настоящего
Положения
являются:
1.4.1. установление нравственно-этических норм деятельности
педагогических работников Школы и их профессионального поведения
для
эффективного осуществления ими своей профессиональной
деятельности;
2
1.4.2.содействие укреплению авторитета и обеспечению единых норм
поведения
педагогических
работников
Школы;
1.4.3.
регулирование
профессионально-этических
проблем,
возникающих
в процессе совместной деятельности педагогических работников с
другими
участниками
образовательного
процесса.
2. Обязанности педагогического работника как педагога
2.1.
Педагогический
работник
обязан:
2.1.1.Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы,
следовать
требованиям
профессиональной
этики;
2.1.2. Исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,
имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих
добросовестному
исполнению
должностных
обязанностей;
2.1.3. Уважать честь и достоинство учащихся и других участников
образовательных
отношений;
2.1.4. Проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и
внимательность
к
учащимся,
их
родителям
(законным
представителям)
и
коллегам;
2.1.5. Проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям
народов
Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и
иные
особенности
различных
социальных
групп,
способствовать
межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между
учащимися;
2.1.6. Соблюдать равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения
к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,
а
также
других
обстоятельств;
2.1.7. Сохранять в своей деятельности культурные и исторические
3
традиции;
2.1.8. Соблюдать правила русского языка, культуру устной и
письменной
речи, не использовать самому и не допускать использования в
присутствии
участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов,
грубых
или
оскорбительных
фраз,
злой
иронии;
2.1.9.
Воздерживаться
от
размещения
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для
детей,
информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;
2.1.10. Избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству
и
деловой репутации педагогического работника и (или) Школы;
2.1.11. Занимать активную жизненную позицию, участвовать в жизни
Школы, стремиться к совершенствованию своих знаний, умений,
навыков,
методики обучения;
2.1.12. Не допускать пренебрежительных отзывов о деятельности
Школы
или проведения необоснованных сравнений ее с другими
образовательными
организациями;
2.1.13.
Не
терять
чувства
меры
и
самообладания;
2.1.14. Не допускать во время учебных занятий и любых официальных
спортивно-массовых
мероприятий
телефонные
переговоры,
своевременно отключать звуковой сигнал мобильного телефона;
2.1.15. Соблюдать деловой стиль, аккуратность и чувство меры во
внешнем
виде;
2.1.16. Быть примером достойного поведения и высокого морального
долга
как
в
Школе,
так
и
за
ее
пределами.
3. Обязанности педагогического работника перед учащимися
3.1. Педагогический
учащимися
работник
в
4
процессе
взаимодействия
с
обязан:
3.1.1.
Уважать
честь
и
достоинство
учащихся;
3.1.2. Выбирать стиль общения, основанный на взаимном уважении;
3.1.3. Стараться обеспечить поддержку каждому учащемуся для
наилучшего
раскрытия
и
применения
его
потенциала;
3.1.4. Выбирать такие методы работы, которые поощряют в учащихся
развитие самостоятельности, инициативности, ответственности,
самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать
другим;
3.1.5. При оценке поведения и достижений учащихся стремиться
укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать
возможности
совершенствования,
повышать
мотивацию
обучения;
3.1.6.
Проявлять
толерантность;
3.1.7. Защищать их от физического и (или) психического насилия;
3.1.8. Не допускать проявления превосходства, выражения к комулибо
из
учащихся
предпочтения
или
неприязни;
3.1.9. Не настраивать учащихся на негативную оценку деятельности
других педагогов с целью снижения авторитета своих коллег и
повышения
своего;
3.1.10. Стремиться стать для учащихся положительным примером;
3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогический
работник
обязан
воздерживаться
от:
3.2.1. Навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
3.2.2. Оценки их личности и личности их родителей (законных
представителей);
3.2.3. Предвзятой и необъективной оценки их деятельности и
поступков;
3.2.4. Предвзятой и необъективной оценки действий родителей
(законных представителей) учащихся.
4.Обязанности педагогического работника перед родителями
(законными представителями) учащихся
5
4.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с
родителями
(законными
представителями)
учащихся
обязан:
4.1.1. Прилагать все усилия, чтобы привлечь родителей (законных
представителей) к активному участию в образовании их ребенка;
4.1.2. Осуществлять помощь родителям (законным представителям) в
решении вопросов, связанных с процессом образования и воспитания
их
детей;
4.1.3. Осуществлять педагогическое воздействие на учащегося только
с
согласия
его
родителей
(законных
представителей);
4.1.4. Не препятствовать родителю (законному представителю) в
защите
законных
прав
и
интересов
ребенка;
4.1.5. В случае конфликтного поведения со стороны родителя
(законного
представителя) учащегося принять меры для того, чтобы снять его
эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему
порядок
решения
вопроса;
4.1.6. Проявлять доброжелательность и уважение к родителям
(законным
представителям), высказываться в корректной и убедительной форме;
разъяснять
при
необходимости
требования
действующего
законодательства
и
локальных
актов
по
обсуждаемому
вопросу.
4.2. В процессе взаимодействия с законными представителями
учащихся
педагогический
работник
не
должен:
4.2.1. Заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
4.2.2. Разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
4.2.3. Проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
4.2.4. Переносить свое отношение к законным представителям
учащихся
на
оценку
личности
и
достижений
их
детей.
6
5.Обязанности педагогического работника перед коллегами
5.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с коллегами
обязан:
5.1.1. Быть честным, справедливым, порядочным, с уважением
относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно
передавать
свой
опыт
и
знания;
5.1.2. Высказывать критику в адрес коллег аргументированно,
конструктивно,
без
использования
оскорбительных
слов;
5.1.3. Воздерживаться от пренебрежительных отзывов о работе
других
педагогических работников или проведения необоснованного
сравнения
их
работы
со
своей;
5.1.4. Не допускать негативных высказываний о своих коллегах и их
работе в присутствии учащихся и их родителей (законных
представителей).
5.2. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между
педагогическими
работниками,
приоритетным
является
учет
интересов
Школы
в
целом.
6. Обязанности педагогического работника перед
администрацией Школы
6.1. В процессе взаимодействия с администрацией педагогический
работник
обязан:
6.1.1.Своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;
6.1.2.В случае несогласия высказывать свое мнение в корректной
форме;
6.1.3. Сохранять чувство собственного достоинства, воздерживаться
от
заискивания.
7. Обязанности администрации перед педагогическими
работниками
7
7.1. В процессе взаимодействия с педагогическими работниками
представитель
администрация
обязан:
7.1.1. Быть для других педагогических работников образцом
профессионализма,
безупречной
репутации,
способствовать
формированию
в
Школе
благоприятного
морально-психологического
климата;
7.1.2. Делать все возможное для полного раскрытия способностей и
умений
каждого
педагогического
работника;
7.1.3.
Оказывать
педагогическим
работникам
моральнопсихологическую
помощь
и
поддержку,
вникать
в
запросы
и
нужды;
7.1.4. Регулировать взаимоотношения в коллективе на основе
принципов
и
норм
профессиональной
этики;
7.1.5. Не допускать резких выражений оскорбительного характера;
7.1.5. Пресекать интриги, сплетни, проявления нечестности в
коллективе;
7.1.6. Обеспечивать рассмотрение без промедления фактов
нарушения
норм профессиональной этики и принятие по ним объективных
решений.
7.2. Представитель администрации не имеет морального права:
7.2.1. Перекладывать свою ответственность на подчиненных;
7.2.2. Использовать служебное положение в личных интересах;
7.2.3. Проявлять формализм, высокомерие, грубость;
7.2.4. Создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
7.2.5. Обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;
7.2.6. Предоставлять покровительство, возможность карьерного роста
по
признакам
родства,
приятельских
отношений;
7.2.7. Демонстративно приближать к себе отдельных работников,
делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их
статусу;
незаслуженно
их
поощрять,
награждать;
необоснованно
предоставлять
им
доступ
к
материальным
и
нематериальным
ресурсам;
7.2.8. Умышленно использовать свои должностные полномочия и
8
преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной
заинтересованности.
8. Реализация права педагогических работников на справедливое
и
объективное расследование нарушения норм профессиональной
этики.
8.1. Школа стремится обеспечить защиту чести, достоинства и
деловой
репутации педагогических работников, а также справедливое и
объективное
расследование
нарушения
норм
профессиональной
этики
педагогических
работников.
8.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников, установленных разделом 2 настоящего Положения,
рассматриваются комиссией по урегулированию споров между
участниками
образовательных
отношений.
8.3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной
этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров
между
участниками
образовательных
отношений.
8.4. В случае несогласия педагогического работника с решением
комиссии
по
урегулированию
споров
между
участниками
образовательных отношений он имеет право обратиться в суд.
9. Контроль за соблюдением Положения
Контроль за соблюдением Положения осуществляют администрация и
профсоюз Школы.
10. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в
настоящее Положение
9
10.1. Внесение поправок и изменений в Положение производится на
заседании
педагогического
совета
Школы.
10.2. Положение действительно до принятия новой редакции.
10
С положением ознакомлены:
№ ФИО педагогического работника
11
подпись
дата